Приветствую, командиры! В прошлых выпусках мы рассказали о ветке американских крейсеров. В этом выпуске речь пойдет о японских.

Корабли хотя и объединяются в общие классы крейсеров, линкоров, эсминцев и авианосцев, тем не менее уникальны каждый в отдельной стране. Яркий пример – японские крейсера, которые заняли совершенно специфическую нишу «Ночных охотников», способных нанести коварный удар любому противнику, даже кораблям значительно крупнее себя.

В отличие от американских коллег почти все японские корабли этого класса несут солидное торпедное вооружение, причем с ростом уровня растет и урон от их торпед. Ранние уровни ветки отданы легким крейсерам, которые предназначались для того, чтобы вести в бой флотилии эсминцев, поэтому были соответствующим образом вооружены и оснащены. А с пятого уровня игрок переходит к тяжелым крейсерам с усиленным бронированием артиллерийских погребов, скосами палуб и наклонным броневым поясом. Правда, защита артиллерии главного калибра слаба и скорости горизонтальной и вертикальной наводки не впечатляют, в отличие от хорошо механизированных башен американских одноклассников. Но хорошая баллистика 203 мм орудий, а также их численность уравновешивают предыдущие недостатки. А уж противоторпедная защита японских тяжелых крейсеров и вовсе не знала себе равных в своем классе.

На втором уровне игроков ждет бронепалубный крейсер Chikuma, построенный после русско-японской войны с учетом ее боевого опыта. Он достаточно быстр и хорошо вооружен: восемь 152-х мм орудий в топовой конфигурации. Однако не совсем удачное расположение артиллерии, характерное впрочем для кораблей конца XIX – первых двух десятилетий XX века, и отсутствие бортовой брони не дает этому кораблю считаться идеальным даже для своего времени. Чуть ближе к этому определению два следующих крейсера: Tatsuta и Kuma, соответственно третьего и четвертого уровней. Быстрые и маневренные, создававшиеся для лидирования флотилий эсминцев, они собственно и представляют собой увеличенные в размерах эсминцы. Их энергетическая установка занимает все пространство центральной части корпуса корабля, от днища до верхней палубы, что приводит к ее частым критическим повреждениям. Артиллерия по сравнению с предшественником поменялась на 140 мм скорострельные орудия в одинарных установках, появились и торпедные аппараты, что вкупе с высокой скоростью делает эти корабли идеальными для быстрых атак с комбинированным торпедно-артиллерийским огнем.

На пятом уровне игрока ждет первый тяжелый крейсер – Furutaka. Вместе с кораблем следующего уровня Aoba он составляет первое поколение вашингтонских договорных крейсеров. На них впервые было применено усиленное бронирование артпогребов и башенное расположение артиллерии главного калибра. Обладая достаточно высокой скоростью, эти крейсеры могут эффективно бороться с легкими силами противника, а за счет торпедных аппаратов и неплохих орудий – и с линкорами.

Крейсер седьмого уровня Myoko отличается от предшественников прежде всего усиленной до пяти башен артиллерией главного калибра и улучшенным бронированием, в том числе впечатляющей для крейсера противоторпедной защитой. В свою очередь, улучшенной версией Myoko являются его непосредственные потомки: корабли восьмого уровня Mogami и девятого уровня Ibuki. Они несут более развитое бронирование и с самого начала обладают достаточно мощным ПВО.

О крейсере Mogami, впрочем, стоит поговорить отдельно. Этот корабль строился с пятью трехорудийными башнями калибра 155 мм для того чтобы обмануть лимит, установленный Лондонским договором. Крейсера с калибром меньше либо равным 150 мм не считались тяжелыми. Однако незадолго до войны все корабли этого типа были перевооружены 203 мм орудиями, что поставило их по огневой мощи в один ряд с тяжелыми крейсерами. В игре доступны оба варианта, и игрок может выбирать, что ему больше по вкусу – хороший разовый урон с длительной перезарядкой, или постоянный поток относительно легких снарядов.

Вершина японской конструкторской школы – корабль десятого уровня Zao. В реальности он построен не был, существовал лишь проект тяжелого крейсера 1941 года. Если бы проект осуществился, Zao был бы самым современным и мощным кораблем этого класса в японском флоте, и одним из сильнейших в мире. 203 мм орудия корабля скомпонованы в трехорудийные башни, как на американских крейсерах. Но на Zao таких башен четыре, на одну больше, чем у американских коллег. Кроме того, крейсер несет четыре пятитрубных торпедных аппарата, что делает его одним из сильнейших по торпедному вооружению не только среди крейсеров (тут его превосходит разве что Kitakami), но и вообще среди всех кораблей, находящихся на данный момент в игре. В плане противоторпедной защиты Zao также вне конкуренции.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что японские крейсеры класс во многом уникальный и отличающийся от крейсеров других наций. Основные их черты: хорошая динамика, многочисленная артиллерия и мощное торпедное вооружение. Создававшиеся как свирепые ночные хищники, при умелом использовании они могут нанести поражение любому противнику, вне зависимости от того, к какому классу или нации этот противник принадлежит. В следующем выпуске мы поговорим о самых грозных врагах крейсеров – линкорах.