Японские авианосцы типа «Акицу Мару»Основой для современных десантных кораблей послужили японские десантные суда-авианосцы. В то время они вмещали на палубе 20-25 самолетов, которые предназначались для прикрытия десанта с воздуха. Необходимо было поддерживать и прикрывать десант во время его высадки. Примечательно, что эти корабли не подчинялись флоту, а были частью армии.

Летом 1941 года сухопутным командованием было решено реквизировать лайнеры «Нигицу Мару» и «Акицу Мару», которые на тот момент были еще не достроены. Переделка этих пассажирских судов заключалась в переоборудовании шлюпочной палубы в полетную. Необходимо было установить своеобразный «остров» и перенести дымовую трубу на правый борт. Эта труба двигалась как в вертикальном, так и горизонтальном направлении. Вместо ангара под полетной палубой обустроили открытую платформу. Именно там размещалось 20 плашкоутов типа «Дайхацу» и столько же сухопутных самолетов типа Кі-76.

В случае, когда нужно было поднять самолет наверх, использовали специальный кран или кормовой лифт. Для взлета предназначалась полетная палуба. Было запланировано, что посадка будет осуществляться на береговых аэродромах. Аэрофинишеры и катапульт отсутствовали. В 1943 году последовали некие перемены для Кі-76, так как это средство передвижения было переделано в противолодочное. Теперь имелся посадочный гак. В то же время появилась возможность нести две глубинные бомбы по 60 кг каждая, хоть как показала практика, такое новшество было безрезультатным. Когда корабли начали эксплуатировать, то главной их задачей было транспортировать японские войска на тихоокеанскую территорию.

Роль авианесущих судов типа «Акицу Мару»

Роль этих судов уникальна уже потому, что это были своего рода первые вертолетоносцы. Со временем «Акицу Мару» оснастили аппаратом, который позволял возвращаться на небольшую по своей площади палубу авианосца. Вскоре нашелся автожир Ка-1, в то время корабли в состав ВМС не входили, подчинялись сухопутным главнокомандующим. Полезная нагрузка двухместного Ка-1 была незначительной. Это послужило толчком для сокращения экипажа авианосца до одного человека, и как результат позволяло разместить на борту две 60-кг глубинных бомбы. Основной задачей Ка-1 было патрулировать японские территориальные воды. Несмотря на все старания, особой пользы от автожиров не было. Они не обнаруживали подводные лодки, даже в донесениях субмарин США этот «вид транспорта» не фигурировал.

Технические характеристики авианосца

Если же говорить о технических характеристиках, то водоизмещение было стандартным (11800 т), габариты составляли 152х19,5х7,85 м. Полетная палуба достаточно внушительная – 123х22,5 м. Если речь идет о скорости, то это 20 узлов, осадка составляет 7,9 м. «Военная» сторона состояла из 2(6)-75 мм зенитки и 10-75 мм пушек. Авиагруппа состояла из ПЛО Кі-76 (20 самолетов) и двоих автожиров типа Ка-1.

История судов Акицу

История «Акицу» началась 17.09.1939 в Харима. Спущен был 24 сентября 1941 и только с 30 января 1942 он был в строю. В ноябре 1943 года был торпедирован подлодкой (SS-291) Crevalle. Это случилось в заливе Манилы. Февраль 1942 запомнился вторжением в Голландскую Ост-Индию (операция «J»). Необходимо было прикрывать конвой из 56 транспортных средств, который перекидывал 2-ю пехотную девизию. 15.11.1944 – фатальная дата для «Акицу Мару». Именно в этот день судно было затоплено по вине подлодки «Куинфиш». В тот день на южном побережьи острова Кюсю погибло 2046 человек, большинство которых были частью 64-го пехотного полка.

«Нигицу Мару» заложили несколько позже по сравнению с его «собратом» — это было в июне 1941 года в Харима. Спустили судно в 1942, а в строе оно было уже в марте 1943 года. В период своего существования основной задачей была перевозка амуниции и войск. 12 января 1944 года транспортное средство было уничтожено. Трагедия случилась в 700 милях в восточном направлении от Формозы. В тот день субмарина SS-256 «Хэйк» (США) пустила 4 торпеды в «Нигицу». Все случилось очень быстро, результат не заставил себя долго ждать. Двум торпедам и 8 минут было вполне достаточно, чтобы корабль начал тонуть. Экипаж судна составлял 574 человека, среди которых были и члены экипажа, и солдаты. Эсминец «Амагири» выпускает 37 глубинных бомб в предполагаемое место ПЛ, тем самым удалось спасти некоторых выживших. После трагедии людей доставили обратно в Японию.