РапанаВо времена Второй Мировой Войны в Британии и Нидерландах были созданы особые авианосцы. Торговые суда переоборудовались для перевозки авиагрупп летной палубой и специальной надстройкой.

Такие суда сохраняли способность перевозки грузов помимо нескольких самолетов и ходили под торговым флагом.

Они не относились к военно-морскому флоту, в то время как обслуживание авиагруппы и военного оснащения кораблей осуществлялось военными.

Виды торговых авианосцев

Все торговые авианосцы подразделялись на две группы: CAM и МАС. К первой группе относились обычные грузовые суда, оснащенные катапультой и самолетом устаревшей конструкции. Предполагался вылет самолета для перехвата разведчиков и не предусматривал посадки на авианосец. Маки были оснащены специальной палубой для посадки. Самолеты на торговых авианосцах были в основном Swordfish и Vought SB2U Vindicator.

История создания

Проект создания торговых судов-авианосцев появился в 1942г. Адмиралтейством Великобритании был разработана техническая документация по специальному переоборудованию судов. Изначально предполагалось использовать суда с палубой 150 м и скоростью 14-15 узлов. Вскоре были приняты новые технические условия: палуба длинной 120 м и скорость 11-13. Ангар с 6 самолетов изменили на 4.

Этим условиям соответствовали два типа торговых судов: зерновозы «Эмпайр Мак Алпайн» и танкеры «Рапана».

Первый авианосец был выпущен 14 апреля 1943.

Было создано 19 МАКов — Merchantaircraftcarriers (MAC). 17 британских и 2 голландских. Основной задачей, как и прежде оставалась перевозка грузов, поэтому они, прежде всего, оставались транспортными судами.

Технические характеристики авианосцев Великобритании

Технические характеристики могли отличаться в различных конструкциях авианосцев.

  • Вооружение: 102-мм орудие-1 ед, 40-мм 4 ед. и 60 мм автомата 6 ед.
  • Топливо — до 22500 л.
  • Авиагруппа — до 4 самолетов.
  • Скорость — от 11 до 13 узлов.

Военные действия

Большинство торговых авианосцев вступили в строй уже в 1944г. Поэтому им не удалось сыграть решающую роль. Из 4 тыс. боевых вылетов только 12 раз были атакованы германские подлодки, причем безуспешно.

Все переоборудованные суда уцелели. Позже они были вновь переоборудованы, уже в первоначальное состояние и использовались по прямому назначению. После длительной службы, они были отправлены на лом.

Торговые авианосцы других стран

Подобные суда появились и у японцев на протяжении Второй мировой войны. Но в отличие от Британии, они входили в состав военно-морских сил Японии.