Крейсер «Аврора» уходил на очередной ремонт — десятый по счёту более чем за столетнюю историю корабля. В этом корабле не было ничего выдающегося — рядовой крейсер своего времени. Мало кто сегодня помнит имена двух других кораблей этого типа, но судьба «Авроры» поистине удивительна: её история — чреда грандиозных событий, через которые кораблю выпало пройти, и счастливых обстоятельств, сохранивших крейсер до наших дней.

Серия крейсеров типа «Диана» — «Паллада» — «Аврора» стала уникальной. Почему?

Потому что это первая российская серия, то есть все три крейсера были заложены, построены и спущены на воду в Российской империи. В России того времени было экономически выгоднее заказывать корабли за рубежом: на отечественных верфях их строительство длилось значительно дольше, а стоимость в итоге иногда оказывалась выше, чем в самой Великобритании.

Казалось бы, нужно было заказывать за границей: дёшево, быстро, эффективно. Но одно «но» — Великобритания была главным нашим вероятным противником.

Новый бронепалубный крейсер «Аврора» и однотипные «Диана» и «Паллада» должны были выполнять две основные задачи: действия на коммуникациях противника, а также разведка при эскадре и поддержка броненосцев.

Легендарный крейсер «Аврора», спущен на воду в 1900 году. Уникальность корабля состоит в том, что, пройдя три войны, он до сих пор находится в боевом составе Военно-морского флота России.

  • Длина крейсера составила 126,8 м.
  • Ширина: 16,76 м
  • Полное водоизмещение: 6 897 тонн
  • Осадка: 6,4 м

Двигатель

Сердце любого корабля — это его двигатель. Здесь вам представлена паросиловая установка замкнутого цикла.

Из трёх машин сохранилась только одна, приводящая в движение средний винт, — 1900 года постройки, она до сих пор сохранила своё рабочее состояние.

Главная энергетическая установка котла Бельвиля — 3 паровые трёхцилиндровые машины тройного расширения.

  • Мощность: 11 971 л.с.

Электрооборудование

Рулевое устройство приводилось в действие электроприводом, а также паровой машиной и вручную.

Штурвал одному человеку нелегко провернуть, а чтобы преодолеть сопротивление воды, требовалось усилие трёх человек.

В настоящее время оно сохранило свой исторический облик неизменным.

Бронирование

  • Броневая палуба: от 38 до 63,5 мм
  • Боевая рубка: 152,4 мм

В конце XIX века шиком крейсеров 1-го ранга было то, что толщина брони боевой рубки равнялась основному калибру. На крейсере «Аврора» она составляла 152 мм.

Вооружение к началу Русско-японской войны

  • 8 орудий системы Канэ калибра 152 мм
  • орудия системы Канэ калибра 75 мм
  • 3 минных/торпедных аппарата калибра 381 мм

Изначально основную ударную мощь на корабле составляли восемь орудий на верхней палубе — 152 мм, системы Канэ.

Дополнительно на батарейной палубе были установлены 24 орудия калибра 75 мм.

Перед походом на Дальний Восток на все орудия установили оптические прицелы.

  • Толщина листов брони на каждом орудии: 2,5 см
  • Максимальная скорость хода: 19,2 узла
  • Дальность плавания: 4 000 морских миль на скорости 10 узлов

Аврора в боевых действиях — морские бои с японским флотом

«Аврора» строилась шесть лет. Казалось бы, это длительный срок. Но давайте учитывать ту ситуацию, что всё-таки российская промышленность была не так развита, как в той же самой Великобритании.

Был заложен проект для борьбы с торговыми судами Великобритании. Но в ходе строительства выяснялось, что появился новый противник в лице

Германской империи и её мощного германского военно-морского флота. Пока строились, новая задача геополитическая выросла — это рост могущества Японии и рост могущества Военно-морского флота Японии.

Это третья геополитическая задача, а у нас заложены всего три корабля!

И как эти три корабля, как эти задачи растянуть на все геополитические проблемы? И поэтому в ходе строительства менялись назначение, классификация данного крейсера. Сразу после сдаточных испытаний в сентябре 1903 года «Аврора» отправилась на Тихий океан с отрядом кораблей для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры.

В этом походе крейсер застало известие о начале Русско-японской войны и приказ возвращаться назад.

С весны 1904 года собирают 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Осенью она была отправлена на Дальний Восток под командованием адмирала Рожественского. В этой эскадре состоял крейсерский отряд, в который вошла и «Аврора», потому что теперь она должна была выполнить своё второе предназначение — разведчика при эскадре. Это был один из самых сложных переходов в мировой истории флота: за 223 дня пути было преодолено 18 000 миль. При этом «Аврора» только однажды зашла в настоящий порт — Танжер, а все многочисленные погрузки угля осуществлялись прямо в море.

Что такое погрузка угля?

Пот выделяется, жара, все моряки буквально чёрные от угольной пыли. Это продолжается часами, а если ещё и крупный корабль, это могло продолжаться до двух суток.

Но на этом проблема не заканчивалась: как только закончилась погрузка угля, надо было всё отмыть, потому что корабль фактически… надстройки корабля становились чёрными от угольной пыли. А угольная пыль — это не только жара, но это ещё вред для здоровья.

В общем-то, для русских моряков, северян по своему характеру, это было очень сильным испытанием.

27 мая 1905 года в Корейском проливе русскую эскадру ожидал японский флот под командованием адмирала Того.

В 13:49 началось Цусимское сражение… События пошли по самому плохому сценарию: русская эскадра была полностью разгромлена, четыре новейших броненосца были утоплены, пятый — «Орёл» — получил такие повреждения, что еле держался на плаву.

Крейсер «Аврора» вступил в бой спустя 45 минут после начала Цусимского сражения. Вместе с другими крейсерами он защищал транспорты эскадры от превосходящих сил японцев, затем до последнего сопровождал кильватерную колонну русских броненосцев.

Японцы вели прицельную стрельбу, попадания следовали одно за другим — за весь бой крейсер поразили около 20 снарядов.

Во время Цусимского сражения корабль сделал более 2 000 выстрелов, получил 18 попаданий.

В трубы попали снаряды, они были прошиты мелкими осколками. Первая труба держалась чудом: в неё попало два снаряда, оставив пробоины, площадью каждая более четырёх квадратных метров.

Наибольшее количество попаданий корабль получил в носовую часть — наибольшая пробоина на батарейной палубе была около двух квадратных метров.

Было два попадания по боевой рубке: разбив коечные сетки и железный трап, осколки от разорвавшегося снаряда попали в боевую рубку — четыре человека получили ранения, командир корабля капитан 1-го ранга Егорьев был смертельно ранен в голову.

Погибло и было ранено 98 человек — шестая часть экипажа. Пострадали все орудия главного и вспомогательного калибра. Однако команда крейсера «Авроры» держалась выше всякой похвалы.

Рядом с каждым котлом работало три человека: один открывал створки, двое закидывали уголь лопатами.

Во время Цусимского сражения 144 человека при температуре почти 90 градусов по Цельсию закидывали уголь 28 часов без остановки. «Аврора» выстояла в дневном бою, несмотря на повреждения, а с наступлением темноты крейсеру удалось прорваться сквозь плотное кольцо неприятельских миноносцев, и уйти от преследования.

И в этих условиях адмирал Энквист, командир отряда крейсеров, принимает абсолютно правильное решение не прорываться во Владивосток.

Вернувшись в Манилу, Энквист сохранил эти корабли для России…

Крейсеру, получившему имя богини зари и звёздного неба, с самого начала стала сопутствовать удача: оказаться в десятке уцелевших и вернувшихся на родину после Цусимского сражения — это ли не доказательство того, что «Аврора» родилась под счастливой звездой?!

Практически всё основное боевое ядро русского флота погибло, и даже такой корабль, как «Аврора» или «Диана», которые пережили русско-японскую войну, хотя они уже считались устаревшими, но всё равно они могли принести флоту пользу.

В 1909 году крейсер «Аврора» стал учебным кораблём и в этом статусе встретил Первую мировую войну.

Крейсер «Аврора» состоял во втором крейсерском отряде Балтийского флота. Главная задача — это не допустить Германский императорский флот к Санкт-Петербургу. Поэтому главной задачей было минирование Финского залива.

Задача крейсеров заключалась в патрулировании этих самых минных полей и обеспечении боевой устойчивой деятельности эсминцев — всё.

Соответственно и «Аврора» с самого начала выполняла эти задачи. Но надо учитывать, что к четырнадцатому году, пятнадцатому, шестнадцатому, корабль был достаточно устаревший. Поэтому он требовал постоянного ремонта. Требовалось практически полностью заменить паровую машину.

Аврора во время революции

И вот в этом состоянии «Аврора» и встретила Февральскую революцию, и примерно в этом же состоянии она встретила и Октябрьскую революцию.

Во время революционных событий 1917 года моряки Балтийского флота вообще и крейсера «Аврора» в частности сыграли чуть ли не решающую роль в победе большевиков. Такое деятельное участие матросов было обусловлено несколькими факторами.

Матрос сходит с ума от скуки на корабле, но в то же время он задаётся вопросом: а почему идёт война, за что идёт война, почему так или иначе устроены порядки в обществе?

На эти вопросы могли бы дать ответы офицеры, если бы они проводили с матросами беседы, если бы они сами этим интересовались.

В царской России морское офицерство было в основном из дворян. Они лишний раз не спускались в машинное отделение, а работу личного состава контролировали через внутренние иллюминаторы. Этот коридор сохранил исторический облик: клёпаные переборки и внутренние иллюминаторы сохранились по настоящее время с 1900 года.

К 1917 году офицеров и рядовой состав флота разделяла пропасть, чем и воспользовались большевики. Матрос, служивший на корабле — это крестьянин, попавший в другую среду. Но барины остались те же самые: дворяне, офицерский корпус. Крестьянин, ставший моряком, матросом, на боевом посту сражался за свой пост, за свой корабль, подчиняясь этому барину, офицеру.

И в этом плане нужна была жёсткая дисциплина, которая насаждалась во всех ведущих флотах. Как только корабль становится в базу, у него появляется свободное время.

Что такое свободное время для моряка начала XX века? Это всё, что угодно, кроме боевой подготовки: это листовки, пропаганда. Естественно совершенно, что «Аврора», которая стояла у заводской стенки, на которой постоянно были рабочие, «Аврора» очень быстро революционизировалась.

И когда 23 февраля 1917 года по старому стилю начинается революция, то авроровцы примыкают к этой революции. 28 февраля по старому стилю экипаж «Авроры» сходит на берег, командира крейсера капитана 1-го ранга Никольского пытаются заставить нести красный флаг. Он отказывается — его убивают.

Ну, существует много версий гибели командира корабля Никольского. Но одна из них заключается в том, что Никольский запретил морякам участвовать в манифестации, которая проходила на берегу. И когда он вышел на верхнюю палубу с запретом: «Стоять, не двигаться! Я вас не пускаю!», моряки взбунтовались.

При бунте надо всегда стрелять в бунтовщиков — это было заложено, и когда он открыл огонь, он даже не подозревал, что это чем-то закончится плохо для него.

Он предполагал, что, застрелив одного-двух бунтовщиков, с его точки зрения, этим всё успокоится. Но другая уже социальная среда была.

К октябрю 1917 года «Аврора» — целиком и полностью революционный корабль. 25 октября крейсер встал в фарватере Невы, у Николаевского моста.

В 21 час 45 минут его носовое орудие произвело выстрел, ставший отправной точкой Октябрьской революции…

Один из мифов легендарного крейсера «Аврора» заключается в том, что он в ходе революционных событий стрелял по Зимнему дворцу.

Зимний дворец — это правительственное учреждение, это всё равно, что с Темзы стрелять по Букингемскому дворцу или с центра Вашингтона стрелять по Белому дому.

Буквально на следующий день после штурма Зимнего дворца в газетах появилась информация о том, что «Аврора» ночью стреляла боевыми снарядами по правительственному зданию, по Зимнему дворцу.

Другой вопрос, что этого выстрела боевого не могло быть в принципе: все корабли всех стран, которые становятся в ремонт, они разоружаются, поэтому выстрел был холостой.

Миф, рождённый средствами массовой информации, очень крепко держится…

Летом 1918 года орудия «Авроры» были сняты и отправлены на фронты Гражданской войны, а сам крейсер вывели в резерв. Однако за четыре месяца до консервации крейсер чудом избежал гибели… В одном из артиллерийских погребов была найдена адская машинка, то есть взрывное устройство. Она была обезврежена старшим артиллеристом «Авроры» лейтенантом Винтером, причём она взорвалась в руках у лейтенанта Винтера, ему оторвало несколько пальцев.

Это событие свидетельствует о том, что «Аврора» начала восприниматься как символ уже тогда. Впрочем, несмотря на заслуги перед революцией, у крейсера были все шансы отправиться под резак: молодая советская республика не имела средств на быстрое восстановление флота.

Но из двух однотипных крейсеров — «Авроры» и «Дианы» — у первого было важное преимущество: пройден капитальный ремонт. В результате «Диану» отправили на металлолом, а «Аврору» вернули на службу, она вновь стала учебным кораблём.

Аврора во время Великой отечественной войны

В следующий раз разговор о списании крейсера возник в начале 1940-х годов, но в дело вмешалась новая война…

В сентябре 1941 года германские войска рвались к Ленинграду.

Каждая пушка, каждый боец были на счету. И снова орудия крейсера «Аврора» были сняты с корабля и установлены на подступах к городу. То, что можно сделать за месяцы в мирное время, делалось за сутки. Это подогнать кран к «Авроре», снять её, погрузить её на платформы,платформы дотащить до места позиции. Но сама позиция — это достаточно сложное укрепление.

Ведь что такое позиция? Надо создать некое подобие палубы корабля. Поэтому вырывали специальные котлованы, ямы, заливали бетоном. Вот этот бетон и был что-то вроде палубы корабля.

Притаскивали вручную эти огромные, тяжёлые орудия, ставили на эти платформы, закрепляли. Вот в чём подвиг ещё заключался. Снять, доставить, поставить. Вместе с орудиями сражаться на берег уходил и экипаж крейсера.

Батарея орудий ГК «Авроры» приняла бой на Дудергоофских высотах, геройски сражалась и почти полностью погибла при обороне города. Их установили как раз вовремя. Начались непосредственные бои за оборону Ленинграда. На острие атаки германских войск наступала 4-я танковая группа. Именно на её пути встала батарея «А» — орудия и моряки крейсера «Аврора». И авроровцы выполнили свой долг. Они выполнили свою задачу. Поэтому это был подвиг авроровцев, это был подвиг самого крейсера «Аврора», который таким образом принял участие в обороне Ленинграда.

Снятые с «Авроры» орудия сражались не только на Дудергофских высотах. Ютовая пушка прямо с борта корабля перекочевала на бронепоезд «Балтиец». Сам крейсер, отбиваясь от самолётов врага в порту Ораниенбаума, получил серьёзные повреждения от сброшенных бомб, а также снарядов немецкой артиллерии. В результате корабль был посажен на мель, но всё равно участвовал в защите ленинградского неба от авиации противника.

Несмотря на то что «Аврора» легла на грунт, она всё-таки находилась в строю всю войну. И символом того, что она сражалась до самого конца войны, был поднятый флаг. Флаг говорил о том, что «Аврора» в строю, «Аврора» сражается, она выполняет свой долг.

К началу пятого десятилетия своей службы краснознамённый крейсер «Аврора» заслуженно считался легендарным кораблём советского ВМФ. Поэтому ещё до окончания войны его решено было сохранить как памятник боевой и революционной истории флота.

Послевоенная судьба

«Аврору» сняли с мели и передали Нахимовскому военно-морскому училищу, поставив напротив исторического Петровского дворца, в котором училище располагалось. А в 60-х годах XX века из «Авроры» был создан символ Октябрьской революции — образ крейсера, дающего сигнал к восстанию… Появляется это знаменитое изображение силуэта «Авроры» с прожектором, который прорезает темноту.

Крейсер «Аврора», вступивший в строй в 1903 году, мог быть уничтожен в Цусимском сражении, мог быть потоплен германской подводной лодкой в годы Первой мировой войны, после революции и гражданской войны он мог быть сдан на слом.

В годы Второй мировой войны он мог быть уничтожен авиацией и артиллерией германских войск. Но он всё ещё в строю — ни это ли является доказательством того, что это самый везучий корабль в истории русского флота?!

И вот теперь, отметив 113-й день рождения, крейсер вернулся на своё место у Петроградской набережной — как символ Петербурга и живая история российского флота.