Королевский авианосец ArkRoyalКоролевский ковчег, так переводится название авианосца специально сконструированного для королевского флота. Это было уже третье судно с таким названием. Свою известность он получил благодаря успешному участию в боевых действиях против линкора «Бисмарк». ArkRoyal повредив руль линкора, сделал его добычей британского флота.

Проект и создание

Разработкой эскизного проекта занимался главный конструктор Артур Джонс. Одновременно велись разработки проектов по двум вариантам. Основным отличием была скорость 30 и 32 узла. В 1931 году было принято решение разработки третьего варианта с одной палубой, что вызвано наличием двух катапульт и аэрофинишеров. Скорость в варианте С была установлена 30 узлов.

9 декабря 1931 на Совете Адмиралтейства были представлены все три проекта. Лучшим признан вариант С. Он и был принят для проработки кораблестроительным отделом.

Заказ авианосца был обусловлен лимитом, установленным вашингтонским морским соглашением. Суммарное водоизмещение не должно было превышать 135 тысяч тонн. Имеющиеся на тот момент 7 британских авианосцев уже имели водоизмещение в сумме около 115 тысяч тонн. Таким образом, флот Британии могли пополнить два судна водоизмещением по 10 тысяч тонн или одно 20-тысячное. Время предъявляло свои требования, и адмиралтейство приняло решение заказать один тяжелый авианосец, так как десятитысячник, имеющийся на вооружении не справлялся с поставленными задачами. 21 июня 1934 года был утвержден проект стоимостью 3 млн. фунтов. Это был первый авианосец Британии нового поколения.

На момент его выпуска АркРоял имел самое мощное в мире вооружение. Количество принимаемых самолетов он остался лучшим во флоте Британии и стал на одну ступень с авианосцами США.

Строительство

Строительством АркРоял занималась компания «КэммелЛэйрд». Начато оно было16 сентября 1935 года. Две трети конструкций корпуса выполнялось с помощью сварки. Переборки, палубы, носовая часть корабля и наружная обшивка выполнялось посредством сварки. Для бронирования был использован 114мм пояс брони. Особым способом была сконструирована броневая палуба, она располагалась в три уровня. Длину корабля по большей части прикрывала противоторпедная защита. Она была рассчитана на защиту от взрыва 345 кг заряда тротила. Но реально не выдержала и 280 кг заряда немецкой торпеды. АркРоял был воплощением новых идей своего времени. Он был спущен на воду 13 апреля 1937 года, а введен в эксплуатацию в декабре 1938.

Технические параметры

  • Водоизмещение: 22 тысячи тонн
  • Скорость: 31 узел
  • Дальность плавания: 12 200
  • Длина палубы: 244 м
  • по ватерлинии: 220 м
  • Мощность: 32 тысячи л.с.
  • Экипаж: 1600 чел.

Вооружение авианосца ArkRoyal

Артиллерийское вооружение было достаточно мощным и было предназначено только для противовоздушной обороны. Это было обусловлено переменами в тактическом использовании авианосцев. Участие их в артиллерийском бою исключалось. Зенитная артиллерия составляла 16 х 144-мм, 48 зенитныхорудий, 32 пулемета.

На ArkRoyal был установлен аварийный барьер для промахнувшихся самолетов на посадке, а также 8 аэрофишиниров. Три самолетоподъемника предназначались для подъема самолетов на палубу из ангаров. Лифты были выбраны в соответствии с размерами торпедоносцев. Изначально их размер составлял 13,73×6,7 м. Впоследствии они увеличились до 14,0×7,6 м. Стремление проектировщиков избежать больших вырезов в палубе, способных ослабить прочность привело к необходимости опускать и поднимать самолеты со сложенными крыльями.

Энергоустановка

На АркРоял была создана особая трехвальная энергетическая установка. Она размещалась в 3 котельных и 3 машинных отделениях. Энергоустановка представляла собой 3 турбоагрегата системы Парсонса. Каждый такой агрегат состоял из турбин высокого и низкого давления и редуктора. Мощность такого агрегата составляла 34 тысячи л.с. Наличие такой установки было обусловлено необходимостью авианосца часто разворачиваться, резко изменять скорость, что требовало достаточно широкого диапазона мощностей.

Участие в боевых действиях авианосца ArkRoyal

В 1938 году АркРоял начал службу. Он принял на борт эскадрилью «суордфиш». Первая подводная лодка и первый самолет, уничтоженные войсками Британии во Второй мировой на счету АркРояла.

14 сентября 1939 авианосец был атакован немецкой подводной лодкой U-39. Успешно избежав встречи с немецкими торпедами, АркРоял вызвал эсминцы, уничтожившие подлодку.

Немного позже, через 12 дней, самолет с АркРояла сбил вражеский гидросамолет.

С 1940 года АркРоял был приписан в Гибралтаре. Он принимал участие во множестве операций и боевых действий. С него проводились бомбардировки Сардинии.

В 1941 авианосец занимался в основном сопровождением конвоев на Мальту.

Охота на «Бисмарк»

В мае 1941 АркРоял принял участие в поисках и выслеживании немецкого линкора «Бисмарк». Два торпедных попадания повредили винты линкора и заклинили рулевое управление. Одна торпеда попала в броневой пояс, вторая в корму.

Гибель авианесущего судна ArkRoyal

13 ноября 1941 АркРоял возвращался с Мальты и был торпедирован немецкой субмариной U-81. Какое-то время, не смотря на то, что вода через пробоину затопила котельное отделение, авианосец двигался вперед. Но когда крен достиг критического уровня, капитан приказал снять команду с корабля. И не дойдя до Гибралтара всего 46 км АркРоял затонул через 12 ч после атаки.