HMAS Diamantina, фрегат типа River, в новом выпуске «Морских легенд». Узнай, как корабли этого типа вели борьбу с немецкими подводными лодками!

В коллекции Квинслендского морского музея австралийского города Брисбен имеется примечательный экспонат — фрегат «Диамантина». Этот скромный на вид корабль можно по праву назвать уникальным памятником мировой военно-морской истории. Всё потому что он — последний сохранившийся представитель типа «Ривер», прославившийся в знаменитой битве за Атлантику Второй мировой войны.

Фрегаты типа «Ривер»

23 сентября 1939 года, спустя несколько часов после того, как Великобритания объявила войну Германии, немецкая подлодка потопила английский пассажирский лайнер «Атения». А через две недели был торпедирован авианосец Его Величества «Корейджес». Так началась битва за Атлантику, главными противоборствующими силами в которой были германские подводные лодки, транспортные конвои союзников и корабли эскорта.

Для эскорта конвоев в то время использовались небольшие эсминцы, главным образом, ещё времён Первой мировой, в том числе корветы и прочие малые суда. Все эти старые корабли были не в состоянии выдержать погодные условия севера Атлантики, а также длительные переходы в составе конвоев от берегов Великобритании до восточного побережья Соединённых Штатов.

В начале войны конвои с жизненно важными для сражающейся Англии грузами шли из США и Канады фактически без прикрытия и часто становились добычей германских подводных лодок. Лишь в двухсотмильной зоне у Британских островов, которую называли Западными подходами, караваны встречали корабли охранения и сопровождали в английские порты.

Нужен был корабль, который был бы построен исключительно для охраны конвойной службы. То есть этому кораблику не надо было бы там сражаться против берега, против вражеских кораблей.

А исключительно для борьбы с подводными лодками германского флота, для защиты своих конвоев. Очень скоро был разработан проект, который отвечал всем заданным критериям. Он имел большую дальность плавания и настолько отличался от тех кораблей, что обычно составляли охранение конвоев, что для его классификации Адмиралтейство возродило термин парусного флота — фрегат.

Так как большинство кораблей получали название в честь рек Британии, вся серия стала известна как тип «Ривер». Важная особенность проекта «Ривер» заключалась в том, что корабли могли быть построены как на специализированных военных верфях, так и на гражданских судостроительных заводах.

ТТХ фрегата «Диамантина», тип «Ривер»

  • Длина: почти 92 метра
  • Ширина: чуть более 11 метров
  • Осадка: 4 метра
  • Полное водоизмещение: 2200 тонн

Вооружение:

  • Главный калибр: два универсальных 102-мм орудия QF Mark XVI
  • Зенитная артиллерия: 3 установки «Бофорс» калибра 40 мм
  • 4 установки «Эрликон» калибра 20 мм

Противолодочное вооружение:

  • 4 бомбомета Mark IV
  • 2 рельсовых бомбосбрасывателя
  • запас из 150 глубинных бомб

Главная энергетическая установка была представлена двумя паровыми машинами тройного расширения общей мощностью 5500 л.с.

  • Максимальная скорость: 20 узлов
  • Дальность плавания: свыше 5000 миль 12-узловым ходом.

Первоначальные действия германских подводных лодок — это были одиночные действия. Но когда конвойная служба усилилась, появилась масса кораблей специальных, для сопровождения конвоев, германцы вынуждены придумать что-нибудь такое, что могло бы пробить эту охрану. Поэтому была разработана система или тактика «волчьих стай».

Что такое тактика «Волчья стая»? Лодка обнаруживает конвой. Флагман, который руководит этой «волчьей стаей» или системой «волчьих стай», передаёт приказ другим подводным лодкам, район, где обнаружен конвой. И эти лодки начинают собираться к району движения конвойной службы. То есть их масса.

«Диамантина» была оснащена радиолокатором типа 271, применение которого стало переломным моментом во Второй мировой войне. Британцы разработали то, что было одной из величайших тайн того времени — полостной магнетрон, являвшийся сердцем радиолокатора типа 271. Его важность для защиты конвоев заключалась в том, что с его помощью можно было ночью обнаруживать подводные лодки, которые всплывали, чтобы напасть на конвой.

Немцы не знали, что корабли эскорта были оснащены радаром и могли замечать их подводные лодки, когда они приближались, чтобы атаковать транспорты. При помощи радара можно было обнаружить субмарину, только если она находилась в надводном положении, а всплывала она, как правило, для атаки.

К сожалению, в то время не было технической возможности обнаруживать приближающиеся торпеды, и безопасность кораблей полностью зависела от внимательности наблюдателей.

Из-за особенности движительной системы, применявшейся в большинстве типов торпед, на поверхности были видны пузыри воздуха по ходу их траектории. Во время совместных учений с британскими подлодками мне поручили высматривать пузырьковый след от торпед. Но к тому моменту, как я их заметил и сообщил о них капитану, торпеда уже была по другому борту.

Капитан сказал мне: «Моряк, в условиях реального боя мы бы сейчас грузились в спасательные шлюпки».

Даже если благодаря зоркости наблюдателей кораблю удавалось увернуться от торпеды, нанесение ответного удара усложнялось исчезновением субмарины из поля зрения. После торпедного залпа подлодка погружалась, и обнаружить ее можно было только при помощи гидролокатора или, по-другому, сонара.

В носовой части корабля под его корпусом располагается обтекатель гидролокатора. Гидролокатор подает звуковые импульсы и принимает сигнал, отражённый от объектов, таких, например, как подводная лодка. Это оборудование направленного действия. То есть оно работает в том направлении, куда его направит оператор.

Гидролокатор — это очень важный элемент оборудования, позволяющий обнаруживать подлодки. Основная трудность, с которой сталкивался командир фрегата, планирующий атаку на подлодку, заключалась в том, что из-за особенностей работы гидролокатора контакт с ней терялся на расстоянии около 140 метров.

Таким образом, командир должен был предугадать вероятный путь следования подлодки и направить свой корабль точно на цель. В условиях быстротечности боя, на принятие решения отводились секунды, а управление манёвренным фрегатом требовало определённого мастерства, особенно в неспокойном море.

Одной из интересных особенностей здесь является то, что рулевой, осуществлявший управление кораблём, не видел, куда корабль идёт. Это достаточно распространённое явление на британских кораблях времён Второй мировой войны.

Приказы рулевому поступали с мостика от капитана или вахтенного офицера. Для связи с машинным отделением применялся телеграф, посредством которого отдавалась команда изменить скорость корабля. Мы находимся в каюте капитана на борту фрегата «Диамантина».

Корабли этого типа были уникальны, благодаря новаторской конструкции, которая предусматривала размещение всего экипажа в середине корабля, недалеко отсюда.

Во время битвы за Атлантику, в условиях очень плохой погоды, военно-морской флот Великобритании стал терять офицеров, которых просто смывало за борт, пока они пытались пробраться с кормовой части на мостик по верхней палубе. На небольших судах иного способа попасть в носовую часть корабля (например, через машинно-котельные помещения) не было.

Поэтому, когда британские инженеры приступили к проектированию этих новых кораблей, они приняли решение перенести офицерские каюты в носовую часть, где мы, собственно, и находимся сейчас. В конце апреля 1943 года, после недельного плавания, изрядно потрёпанный штормом конвой ONS-5 подвергся атаке волчьих стай.

Несколько дней корабли охранения конвоя, в число которых входили фрегаты типа «Ривер», отражали нападения около 40 подводных лодок. 13 транспортных судов было потоплено. Преимущество было на стороне германских субмарин, когда на пятый день боя конвой попал в полосу плотного тумана.

В один момент охотники стали добычей, превратившись в яркие отметки на радарах кораблей эскорта. В непроглядной мгле британские корабли безошибочно находили германские подводные лодки и атаковали их.

Для борьбы против подлодок, находящихся в подводном положении, корабль нёс на борту более сотни глубинных бомб. Это были большие ёмкости, наполненные взрывчаткой, которые или сбрасывали с кормы, или выстреливали с бортов, так чтобы они детонировали на определённой глубине и, таким образом, уничтожили подводную лодку или вынудили её всплыть на поверхность.

На фрегатах типа «Ривер» глубинные бомбы сбрасывались двумя способами. С направляющих с кормы и в стороны при помощи шточных бомбомётов, установленных по бортам. Одновременное применение обоих этих способов увеличивало площадь накрытия и соответственно повышало вероятность поражения субмарины.

Ещё одним противолодочным оружием «риверов» была установка «Хеджхог», которая выстреливала серию из 24 тридцатикилограммовых бомб вперёд, перед кораблём.

Залп «Хеджхога» покрывал область более 30 метров в диаметре. Установка была эффективна, но поначалу недостаточно надёжна, поэтому основным противолодочным вооружением «риверов» оставались глубинные бомбы. Впрочем, эскортным кораблям нередко приходилось вступать с подлодками и в артиллерийские дуэли.

Эти 4-дюймовые орудия на «Диамантине» имели ручное управление. То есть моряки сами наводили орудие по горизонтали и вертикали, без применения вспомогательного оборудования, например, артиллерийских директоров, которые использовались на крупных кораблях.

Управление орудием осуществлялось комендорами на месте, в соответствии с приказаниями офицера-артиллериста на мостике. В то время, когда в северном полушарии происходил перелом в грандиозной битве за Атлантику, на верфи компании Уокерс в Мэриборо, Австралия, был заложен фрегат «Диамантина».

К тому моменту, когда его спустили на воду, Атлантика была фактически очищена от германских подлодок при активном участии британских фрегатов типа «Ривер». Теперь на этой стороне планеты их австралийскому собрату предстояло участвовать в завершении Второй мировой войны. В апреле 1945-го фрегат вступил в строй.

«Диамантина» принимала участие в операциях против японцев в Новой Гвинее, в районе Соломоновых островов и острова Бугенвиль. Я часто рассказываю посетителям, что «Диамантина» заслуживает славы по трём причинам.

Во-первых, это был последний австралийский корабль, который вёл огонь по японским войскам во Второй мировой войне.

Во-вторых, на борту «Диамантины» был подписан акт о капитуляции японского гарнизона острова Науру.

И в-третьих, «Диамантина» является последним сохранившимся кораблём типа «Ривер». После Второй мировой фрегаты типа «Ривер» продолжали службу в составе флотов 20 государств ещё несколько десятков лет.

В 1959 году «Диамантину» переоборудовали в океанографическое научное судно. Вклад корабля в изучение морских глубин был отмечен тем, что именем Диамантина назвали зону разломов в Индийском океане. В 80-м фрегат с честью проводили на заслуженный отдых и прописали в Квинслендском морском музее в Брисбене, устроив для него комфортабельный сухой док. Теперь австралийское солнце согревает палубу последнего из клана «Ривер» — маленьких кораблей, которые наводили ужас на германские волчьи стаи в Северной Атлантике.