В центре внимания «Морских легенд» — японский броненосец Mikasa. Именно с этим кораблём связан один из самых драматичных эпизодов в истории российского флота — Цусимское сражение. О судьбе знаменитого броненосца расскажет наше новое видео!

Броненосец «Микаса» — флагман легендарного адмирала Хейхатиро Того. Между кораблём и теми, кто на нём служит, часто возникает какая-то особая мистическая связь. Ярким её примером стала история службы адмирала Того на броненосце «Микаса»…

В конце 19-го века в Японии была запущена амбициозная кораблестроительная программа, по которой за 10 лет планировалось ввести в состав флота 111 новых кораблей. Эти корабли должны были стать лучшими в мире и не терять боевую ценность, несмотря на бурное развитие военно-морской техники.

«Микаса» стал последним из четырёх японских броненосцев, построенных по этой программе. Линкор «Микаса» был построен на верфях Виккерс в Англии. Строительство началось в 1899 году и закончилось в 1902-м.

Стоимость корабля составила 15 миллионов йен — это около 6 процентов всего бюджета страны, который в то время равнялся 260 миллионам йен. Это был очень дорогой для Японии проект по тому времени.

Высшее руководство Японии поняло, что развитие возможно только и только с прогрессом. И поэтому единственный путь это перенимать — перенимать как можно больше у заграничных стран.

Ведущей военно-морской державой к середине 19-го века, а тем более к концу 19-го века, была Великобритания.

Поэтому само собой разумеется, что военно-морской флот Японии строился на основе британских традиций, на основе британских технологий… Япония получила от Англии отличный броненосец — самое современное оружие, двигатели, корпус.

Английский народ недоумевал: «Зачем мы строим для Японии корабль, более совершенный, чем любой из наших?»

Но англичане учли полученный при этом строительстве опыт и следующий собственный корабль сделали лучше и, главное, дешевле «Микасы». Однако на момент постройки «Микаса» оказался самым мощным кораблём в мире, даже мощнее британских.

Новый броненосец стоил затраченных средств — это был один из самых современных кораблей не только в Японии, но и во всём мире.

  • Полное водоизмещение: 15 979 тонн, второе по величине на то время среди броненосцев всех флотов.
  • Длина: более 130 метров
  • Ширина: около 23 метров
  • Осадка: 8 метров

Вооружение

Главный калибр броненосца соответствовал высшим артиллерийским стандартам своего времени:

  • Две башенно-барбетные установки по два орудия Mark IX фирмы Армстронг в каждой.
  • Калибр: 305 миллиметров.
  • Средний калибр 14 орудий QF Elswick Ordnance Company
  • Калибр: 152 мм. Размещение десяти из них в общей батарее вдоль борта давало неоспоримые преимущества в бою.
  • Противоминная артиллерия: 20 орудий Elswick Pattern N. Калибр – 76 мм.
  • Малокалиберная артиллерия 12 скорострельных орудий Гочкиса. Калибр: 47 мм
  • Торпедные аппараты 4 подводных бортовых торпедных аппарата

Бронирование выполнено по английской системе, отличавшейся компактностью и надежной защитой жизненно-важных центров корабля.

  • Главный пояс: от 102 до 229 мм
  • Верхний пояс: 152 мм
  • Башни главного калибра: от 203 до 254 мм
  • Боевая рубка: 356 мм

Механическая начинка корабля также соответствовала самым высшим стандартам своего времени.

Энергетическая установка

  • Две паровые машины фирмы «Виккерс» и 25 водотрубных котлов Бельвиля.
  • Мощность: 16 000 л.с.
  • Максимальная скорость хода: 18 узлов
  • Дальность плавания: около 4 000 миль при скорости 10 узлов.

«Микаса» оказал сильное влияние как на дальнейшее развитие корабельной артиллерии в нашей стране, так и на тактику японского флота. Тогда преобладало мнение, что если создать большой корабль с большими пушками — победа будет обеспечена…

Орудие главного калибра броненосца «Микаса» — каждый снаряд весил 400 кг, а дальность стрельбы составляла больше десяти км.

Во время русско-японской войны наши корабли чаще использовали фугасные снаряды. Это четвёртый орудийный отсек. Тут установлена шестидюймовая пушка.

Бойницу этой пушки открывали, когда начиналась битва. Для управления пушкой требовалось около 10 человек. При помощи этой ручки пушку можно было направить вверх или вниз.

Декабрь 1903 года. В Японии воссоздан Объединённый флот, и его командующим назначен вице-адмирал Хейхатиро Того. Он формирует из кораблей три эскадры и лично становится во главе первой, выбрав флагманом броненосец «Микаса».

Здесь вице-адмирал разместил свой штаб, и по сути, на два года «Микаса» стал для Того родным домом… Здесь адмирал Того принимал пищу.

Это кают-компания корабля, здесь всё почти так, как во времена, когда «Микаса» была адмиральским флагманом. Рядом с кают-компанией была личная каюта адмирала Того. А в этом просторном помещении собирался офицерский состав корабля. За этим столом Того сидел в окружении офицеров — они ели, и здесь же собирались для обсуждения планов. Адмирал Того сидел во главе…

Для того чтобы занять самое почетное место за столом кают-компании мощнейшего броненосца своего времени, Хейхатиро Того проделал долгий и сложный путь.

В военно-морском флоте он поднимался с самых низов, быстро продвигался по служебной лестнице, при этом постоянно участвуя в боевых действиях. Того умел чувствовать дух войны буквально каждой частичкой своей кожи…

Будущий адмирал японского флота изучал математику в Кембридже, обучался в Королевской военно-морской академии Портсмута и Королевском морском колледже в Гринвиче. Здесь он понял, что помогало Англии оставаться владычицей морей: фундаментальные военно-морские знания, боевой опыт столетий и передовые технологии в строительстве кораблей.

Это единственная часть «Микасы», где сохранилась палуба из тикового дерева. Во время битвы тут располагался подъёмник, который использовали для перемещения снарядов на верхние палубы во время боя. Этой палубе уже около 110 лет, и она всё ещё в отличном состоянии. Тиковое дерево очень твёрдое и, как видите, оно не гниёт.

Это ходовая рубка. Тут находилось различное оборудование для управления кораблём. Вот эти приборы использовались для управления машинами — они отвечали за ускорение и замедление обоих винтов.

Кое-что здесь было взято с другого корабля, построенного на той же верфи. Но все идентично тому оборудованию, которое было установлено на «Микасе».

Вот это штурвал, и надпись на нём на английском, т.к. «Микаса» был построен в Англии. Английские стандарты — высота, размер и положение пушек — сильно отличались от японских. Поэтому японских моряков, для того чтобы те стали выше и сильнее, заставляли есть говядину и пить молоко.

Однако среди личного состава было много таких, кому религия не позволяла есть продукты животного происхождения. Когда им на флоте стали внушать «становитесь сильными — ешьте мясо, пейте молоко», эти моряки не соглашались. Они засели на средней палубе, закрылись и отказались выходить.

Когда их вытащили, то отправили в тюрьму на четыре года, а на «Микасе» заменили почти весь личный состав… Так, решительно ломая вековые национальные обычаи, Япония строила свой новый военный флот.

Спартанские условия и свойственная японцам дисциплина, воспитывали в моряках боевой дух… Около этого орудия, например, находилось 10 человек. В те дни каждый матрос, который был приставлен к пушке, тут же тренировался, ел и даже отдыхал — дежурившие матросы спали в таких вот гамаках… Всё это было не зря: к началу русско-японской войны Императорский объединённый флот стал грозной силой…

Дух воина и редкая удача — эти факторы и стали главными для вице-адмирала Того и его флагманского корабля во время русско-японской войны. С самого её начала «Микаса» стал главной целью Российского императорского флота.

Сражение в Жёлтом море, Цусимская битва — всякий раз адмиральский броненосец подвергался шквальному огню, но с честью выходил из каждого боя. Гибли матросы и офицеры, но над «Микасой» гордо реял флаг — счастливая звезда вела японского главнокомандующего и его флагман через все сражения к победам…

Уже в самых первых сражениях на броненосце «Микаса» после попадания русских снарядов погибали офицеры, матросы… Даже в первых боях Адмирал Того стоял не в боевой рубке, а на открытом мостике… Почему он это делал?

Ну, во-первых, прежде всего опыта больших морских сражений у него не было. Во-вторых, с открытого мостика лучше видно корабли. Он готов был умереть, он видел сражение и руководил этим. И только лёгкие ранения были в первых боях…

В одном из самых важных сражений русско-японской войны — это сражение в Жёлтом море… В это время русская эскадра под командованием контр-адмирала Витгефта пыталась прорваться во Владивосток… Витгефт точно так же как и адмирал Того предпочел находиться на открытом мостике…

Первый снаряд, попавший в мостик, разорвал его в клочья. В ходе Цусимской битвы «Микаса» также получил наибольшее число попаданий из всех кораблей японского флота. Но несмотря на это, адмирал Того вместе со своими офицерами оставался на мостике и даже не сдвинулся с места. И он остался жив.

Цусимское сражение стало триумфом японского флота и его главнокомандующего. Через три месяца, пятого сентября, русско-японская война закончилась подписанием мирного договора.

Японский Императорский флот готовился отметить победу в войне грандиозным смотром в Токийском заливе, и адмирал Того вместе со штабом отбыл в Токио на доклад к императору.

И увез с собой удачу – «Микасе» не суждено было принять участие в том смотре… Буквально через месяц после того, как флагманский флаг был снят с «Микасы», на броненосце произошла катастрофа: во внутренних погребах начался пожар, распространился на боезапас, и 11 сентября 1905-го года произошёл взрыв. Погибло 250 человек, больше 300 получили ранения. В борту образовалась огромная пробоина, в считанные минуты броненосец «Микаса» начал тонуть, и он лёг на ровный киль на дно бухты Сосебо.

Блестящая карьера броненосца закончилась: японцы сумели поднять «Микасу» со дна и отремонтировать, но былой славы корабль достичь так и не смог. И в 1925-м году броненосец ввели в специально сооруженный в городе Йокосука док, до ватерлинии засыпали землей и забетонировали — легендарный корабль стал музеем.

На открытии музея присутствовал адмирал Того, который умер аж в 1934-м году… Адмирал Того стал национальным героем, он получил все высшие заслуги, какие только можно, ордена, награды, почет славу. Он стал воспитателем наследника императорского трона Хирохито…

После Второй мировой войны «Микаса» пребывал в запустении — с корабля убрали все пушки и большую часть оборудования. Были идеи продать броненосец на металлолом — не получилось.

Затем американские военные сделали танцплощадку на палубе, где стояли пушки. Когда однажды молодые британцы увидели это, они написали в газету Japan Times:

Что не так с этой страной? Почему в Англии сохранили «Виктори», а японцы со своим кораблем такого сделать не могут?»

Прочитав это письмо, общественность Японии осознала масштаб проблемы — так началось движение за восстановление «Микасы» и возрождение музея на корабле. Для воссоздания исторического облика большую часть элементов корабля пришлось воспроизводить заново.

Сегодня экспозиция, размещенная на броненосце «Микаса», посвящена победе японского флота в Цусимском сражении и… адмиралу Хэйхатиро Того. Теперь они снова вместе — адмирал и его флагман.